Интересное о чае

Чай в Казахстане

По всему миру чай распространился из Китая, но Казахстан обошёл его в рейтинге Топ 10 стран, которые больше всего пьют чай!

Казахстанцы – чаеманы и относятся к чаю с особым уважением, а пить его с гостями - давний обычай. Этот напиток укоренился в культуре жителей Казахстана, поэтому его среднее потребление составляет 1,54 килограмма на человека в год. Если же пересчитать на всех граждан старше 15 лет, то получается 6 грамм или 3 - 4 чашки ежедневно за завтраком, обедом и ужином с молоком, лимоном и сахаром.

Казахи на протяжении веков были кочевым народом и основным, любимым напитком являлся кумыс. Но, появившийся в степи чай с молоком, значительно изменил ситуацию и покорил сердца всех слоёв населения.

Функционирование Шёлкового пути началось уже с середины II в. до н. э., а к VI—VII вв. он значительно оживился и проходил из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Скорее всего, жители городов и регионов на маршруте следствия пути и кочевые народы Великой степи уже тогда познакомились с целительным китайским напитком, который транспортировался через эти территории. Кочевники большей частью потребляли Ақ – молочные продукты и ет –мясные, а чай способствовал профилактике заболеваний от недостатка растительной пищи. К тому же популярность чая обуславливалась и климатическими условиями – он согревал в морозные дни, освежал и надолго справлялся с жаждой летом, в отличии от солоноватой воды. Однако, стоимость китайского чая была высокой и позволить его купить могла далеко не каждая семья.

В XIV веке междоусобные войны и развитие мореплавания препятствовали дальнейшему процветанию Шёлкового пути, и товары, ранее проходившие через территорию Средней Азии, в том числе и чай почти перестали поставляться в Казахстан.

XVIII век в Казахстане ознаменовался периодом бесконечных войн с соседями и нападениями джунгар. Присоединение всех трёх жузов к Российской Империи укрепило политическую и экономическую обстановку в стране.

Россия познакомилась с чаем в начале XVII века, которому способствовали дипломатические связи и этикет. Во второй половине XIX века культура чаепития из России перекочевала в Казахстан, и, практически, сразу стала неотъемлемой сначала среди высшего общества, а затем удешевление товара привлекло внимание к напитку всех слоёв населения. Справедливости ради, следует отметить, даже в самые "дешевые" времена, в Казахстане чай был втрое, а то и впятеро дороже, чем в Англии. Привычка пить чай была связана и с изменением образа жизни кочевников.

Продажа чая была выгодной для Российской империи, так как она приносила доход в виде пошлин в бюджет, ещё и обычай пить чай - здоровый и трезвый. Более того, пить чай уже переняли башкиры, которые ранее подвергались набегам из среднего жуза. Предполагалось, что традиция испить вместе горячий напиток сблизит некогда воинствующие народы и жузы внутри страны. Так и превратился, диковинный напиток в родной и любимый.

Чай, изначально, заваривали в медных чайниках, а после и в самоварах. Чай, приготовленный на дровах особенно ароматный и имеет слегка дымный вкус, угостить таким близких до сих пор является обычаем выказать уважение.
В каждой семье имелся деревянный сундук «шай сандык» с чайной посудой, самими листьями или «кирпичами» чая и сахаром.

В 30-х годах XIX века появились первые чайные плантации в Грузии. В 1920-е годы Советская Россия приняла программу развития чайной промышленности, сделав ставку на Грузию. До войны некоторые английские специалисты успели там побывать, вынеся неутешительный вердикт, что чай не будет расти в Грузии. Но он рос и не только в Грузии. В 1930-х годах в Азербайджане была запущена чайная промышленность, в 1937 году азербайджанский чай стал доступен для продажи. Краснодарский край также был готов перейти от экспериментов к промышленному производству, но этого не произошло.

После войны партия и правительство под руководством самого товарища Сталина проводили курс на чайную независимость СССР. Они пытались выращивать чай в Украине, Казахстане и Узбекистане. Грузинская чайная промышленность добилась более высоких темпов работы, и в конце 1950-х годов наступил ее золотой век, правда, ненадолго.

В 1970 году, впервые за несколько столетий, поставки чая из Китая были прекращены из-за политических разногласий между странами. Советская чайная промышленность не могла удовлетворить спрос в полном объеме. СССР начал импортировать чай из Индии и Шри-Ланки. Наши граждане оценили индийские и цейлонские чаи, а о китайских чаях забыли очень быстро — сегодня доля китайских чаёв на казахстанском рынке составляет менее 4%.

В 1980 году грузинская чайная промышленность начала деградировать. Неэффективность машинного сбора листьев, истощение почвы, которое пытались компенсировать с помощью химических удобрений, и огромное количество организационных проблем привели к падению качества и количества грузинского чая. Именно эти проблемы и испортили вкусы российских и казахстанских потребителей чая. Поскольку сделать крепкий напиток из грузинского чая было проблематично, другие производители, которые поставляли сорта чая с большей насыщенностью заварки были признаны вершиной качества чая. Этот, исключительно, психологический момент привел к сумасшедшей популярности гранулированного чая, появившегося на рынке середине 1980-х годов.

Маркировка гранулированного чая— CTC «дробление, разрывание, скручивание (перевод с английского)». Производство такого типа чая экономно и выгодно, так как используемое сырьё содержит не только два верхних листа, но и третий, четвёртый и пятый. Чайный лист окисляется и прокручивается валами, режется и скручивается, после чего, практически, не остаётся отходов Производство СТС чая, очевидно, прибыльное предприятие, но известные мировые бренды не выпускают гранулированный чай ради лёгкой наживы, сохраняя свою репутацию

Чёрный гранулированный чай продукт среднего и более низкого сегмента, его стоимость и качество напрямую связано с производителем, условиями хранения и способом заваривания. Гранулированный чай элитным и дорогим сортом, определенно, не называют и, в некоторых странах, его и вовсе не предлагают потребителям. В тоже время, обладая терпкостью, насыщенным вкусом, цветом и ароматом он популярен в ряде стран на Востоке и в СНГ.

В июле 2018 года Кабинет Министров Узбекистана постановил решение о переходе на промышленное производство чая. Основная цель —производство чая на замену импортного для обеспечения населения собственной качественной чайной продукцией. Специалисты из Китая определили Навбахорский район Навоийской области для культивирования чайных кустов, где на площади в 3 гектара уже проводят эксперименты и даже получили первые результаты. Первые урожаи чая ожидаются в 2020 году, высшие сорта, которого планируется экспортировать в Европу. С 2018 по 2025 годы в четырех областях (Навоийской, Джизакской, Сурхандарьинской и Ташкентской) будут высажены чайные плантации на площади 283 гектара, предполагая получение 327 тонн чайной продукции ежегодно. Возможно уже через пару лет Казахстанцы познакомятся с новым игроком на чайном рынке, нашим соседом и не меньшим любителем чаепития.

К настоящему моменту рынок чая в Казахстане сформировался и делится на сегменты пакетированного, листового, суб-премиального и премиального. Можно выделить фруктовые и травяные смеси зелёных и чёрных чаёв, а также в тренде «чайные» напитки. Они не содержат в составе листья Камелии Синенсис (чайного куста), а изготавливаются из трав, кустарников и цветов. Например, Ройбуш, Анчан, Иван чай. Эти напитки не содержат кофеин и, одновременно, богаты полезными свойствами для организма.

За последние 5 лет позиции лидеров на чайном рынке ослабли с 80% до 65%. Сегмент недорогих брендов позиции «Стандарт» и ниже значительно снизился в рейтинге и даже частично переориентировался на средний и более высокий. В 2019 году покупатели всё чаще выбирают сегменты суб-премиального и премиального чая, чтобы предложить гостям и близким лучшие вкусы и ароматы, а также иметь возможность выбрать тип и страну происхождения.

Прогнозируется рост спроса на натуральные продукты. Этот тренд вносит изменения в структуру потребления, когда покупатель предпочитает листовой вместо гранулированного и фруктово-травяной чай без искусственных ароматизаторов. Пакетированный чай сохранит или даже увеличит позиции, особенно предлагая фруктово-травяные купажи и использование сырья более высокого качества, благодаря простоте и удобству заваривания. Редкие, элитные сорта сохранят интерес ценителей, но в общем объёме рынка на фоне масс-маркета занимают незначительную долю.

Главной и быстрорастущей аудиторией, сегодня можно назвать молодых людей, которые интересуются новыми и, уже зарекомендовавшими себя марками. Молодежь, желая получить изысканный, качественный и полезный напиток, осознанно подходит к выбору производителя, учитывая географическое положение и разнообразие вкусовой палитры. Потребители принимают решения о покупке, учитывая сам продукт и понятие «устойчивости», которое соединяет в себе экологическое, социальное, экономическое и этическое воздействие.

В 2019 году цена на чай в Казахстане выросла за последние 10 месяцев по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 10%. В более крупных городах страны чай, в среднем, дороже, а максимальная стоимость наблюдается в мегаполисах Алматы, Караганды и Костаная.

Обычное чаепитие настолько укоренилось в казахских семьях, что со временем, перешло в традицию, которая предписывала кем и как должен наливаться чай уважаемому гостю. Обычай был связан со статусом мероприятия, дополнял рацион полезными свойствами, бодрил и тонизировал кочевников.

Традиции и культура чаепития в различных регионах настолько отличается, что удивляет даже казахстанцев, приехавших в гости из другой области. Так, например, в Кызылординской области хозяйка нальёт Вам чай на донышке и будет следить чтобы пиала не была пуста, заботливо подливая горячий чай. В Алматинской чай «с уважением» значительно больше. В Южном и части Западного Казахстана принято подавать чай, как и в Китае, в мелких пиалах, потому что в жарком климате напиток быстрее остывает, в остальных частях – это преимущественно, средние и большие пиалки. Заварка не просто заливается кипятком, но и кипятится или «томится». На западе Казахстана в течение чаепития заварочный чайник не снимают с огня. Свежезаваренный чай для мужчин разливали по чашкам, преимущественно, хозяйки или келинки, которые не принимали участия в общении гостей, молча подливали горячий напиток, до тех пор, пока их не поблагодарят и попросят остановиться. После жирной пищи, в этом регионе, было принято употреблять и зелёный чай.

Есть и общепринятые обычаи чаепития - стыд хозяевам, у которых гость сам наливает чай.

Гость опрокидывает пиалу на блюдце, кладёт на бок, или ложку в чашку, чтобы сообщить хозяевам, что он уже напился. Несмотря на этот жест, хозяева предлагают выпить ещё одну чашку чая.

Дома в семье, чай наливает хозяйка, старшая дочь или невестка, которая учится у матери обычаю правильно ухаживать за домочадцами и гостями.

Взрослое поколение, с сожалением, замечает, что современные невестки зачастую не знают, как правильно подавать чай, поэтому на значимых мероприятиях им редко доверяют это делать.

Есть одно важное правило – не обсуждать дела, когда люди чаёвничают. Чаепитие создано для удовольствия и общения. Это время сладкой неги, когда расслабившись, можно утолить жажду и излить душу.

В 2017 году Казахстан принимал множество гостей со всего мира в Астане на ЭКСПО, где встречала туристов инсталляция художника Асхата АХМЕДЬЯРОВА “Ландшафт души” из традиционных пиал, символизирующая душу народа, который гордится гостеприимством, открытостью и толерантностью.